Ақмола облысы білім басқармасының КММ "Көкшетау қаласы, Абай атындағы (қазақ тілінде оқытылатын) дарынды балаларға арналған №3 облыстық мамандандырылған мектеп-интернаты"
КГУ «Областная специализированная школа-интернат №3 для одаренных детей (с казахским языком обучения)имени Абая , город Кокшетау» Управления образования Акмолинской области

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Бытовая сказка. «Болтливая жена». Ташмаганбетова Л. Н.

22.02.2018

Учебный

предмет

Литературное чтение

Класс

6 «Б»

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Тема урока

Бытовая сказка. «Болтливая жена». Особенности. Характеры. Предмет

осмеяния. Сопоставление с казахской бытовой сказкой. 

Цель урока

Знакомство с русской народной сказкой

«Болтливая жена»

Задачи

урока

Образовательные:

-познакомить учащихся с русской

народной сказкой «Болтливая жена»; совершенствование

представлений о жанровой специфике сказки, выявить разницу волшебной сказки,

бытовой и о животных,  на примере сказки «Болтливая жена»            - закреплять знания  о сказках, ее видах, особенностях и частях;                                                                                                   

- способствовать закреплению полученных знаний учащихся по пройденному

материалу -  скороговорки, пословицы;               - актуализировать знания учащихся

о композиции сказок; обнаружить приметы сказочного жанра; выявить различие

волшебной и бытовой сказки;

Развивающие:  развивать

аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать

устную  речь, логическое мышление;

Воспитательные:                                                                                                                                                                                   -

воспитывать смекалистость, находчивость в любых ситуациях;                                                                                                                  

- воспитывать чувство

юмора и отрицательное отношение к такому качеству как болтливость;                                                 

- воспитывать любовь к устному народному творчеству;

Основные

термины, понятия

Сказка,  бытовая сказка, волшебная сказка, сказка о

животных.

 

Планируемый результат

 

Предметные умения

-познакомиться с русской народной

сказкой «Болтливая жена»;

- повторить и обобщить пройденные

знания;

-актуализировать знания о сказках,

их видах, ее особенностях посредством выполнения заданий в группе;

 

• Научить:

— определять о чём говорится в тексте и

обосновывать своё мнение;

— определять характер героя сказки и

обосновывать своё мнение;

— выбирать пословицу по смыслу к

произведению и обосновывать своё мнение;

—читать текст осознанно, выразительно и без

ошибок;

— работать с содержанием произведения по

вопросам учителя;

—формулировать понятные высказывания;

— адекватно работать в группе  при выполнении учебного задания;

Личностные умения:

Проявлять:

— интерес к изучению темы;

— интерес к  сказкам;

— умения понять и анализировать бытовую

сказку;

понять юмор;

Познавательные умения:

— определять о чём говорится в тексте и

обосновывать своё мнение;

— определять характер героя сказки и

обосновывать своё мнение;

— выбирать пословицу по смыслу к

произведению и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в

соответствии с целью;

— выполнять учебное задание по алгоритму;

— осуществлять  выполнения  учебного задания;

Коммуникативные умения:

—формулировать понятные высказывания;

— адекватно взаимодействовать в  группе при выполнении учебного задания.

Предметные умения:

— читать текст осознанно, выразительно и

без ошибок;

— работать с содержанием сказки по

вопросам учителя;

— работать с иллюстрациями к сказкам;

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

 

Фронтальная работа

Работа в группах,

Работа в группе

 

 

Оснащение урока: Учебник «Литературное чтение»  6 класс, иллюстрации к сказкам, выставка

книг, раздаточные материалы

Раздаточный материал:

-распечатанные иллюстрации  к волшебным, бытовым сказкам и сказкам о

животных;

- 4карточки - задания;

- Сопоставительные таблицы;

-словарная работа

 

Ход урока

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Настрой к уроку

 

 

 

 

 

 

 

1.Приветствие

учащихся

2. Настрой

на работу

 

Литературное

чтение – прекрасный урок,

Много

полезного в каждой из строк,

Стих это

будет, сказка, рассказ –

Вы учите

их – они учат вас!

 

 

 

 

 

Присаживаются на свои места

 

II.Актуализация знаний

(2мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Актуализация знаний на сказках.

 

-Ребята, а  с каким жанром устного народного творчества

мы будем работать сегодня, вы узнаете, отгадав загадку.

Что наш маленький народ.

В мир волшебный унесет.

Полный смеха, света, краски!

А зовется чудо – … сказка!

–  Перед вами названия некоторых сказок.

Распределите их на три группы. ( «Иван царевич и Серый волк "Сказка о

мертвой царевне»,  «Алдар косе  и хвастливый бай»,  «Лев, волк

и лиса», «Честный мальчик».

 

 

 

 

Сказка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ІІІ. Проверка домашнего задания (5мин)

Предполагаемые ответы: делимся

на группы

1 гр.– волшебные 

2 гр.– бытовые;

3 гр.– о животных 

2. Постановка проблемы:

– Сегодня на уроке мы проведем

расследование сказки "Болтливая жена " и узнаем, к какому же виду

сказок  она относится. Расследуем также ее жанровую специфику, проведя

сравнительный анализ.

3. Проверим домашнее задание:  Игра «Цепочка» 

- задача игры, главное, чтобы она не обрывалась. Каждый по очереди

читает наизусть по одной скороговорке ясно, четко, быстро.

 

Делимся по

группам:  из конверта достаем  осенние листики, цвет- это группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Открытие новых знаний

(5 мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задания группам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Чтение

сказки «Болтливая жена» на стр. 33 

учебника

(Учениками

 по группам)

2.Словарная

работа

-Капкан – ставят на зверей

-Сеть

-  рыболовная  сеть, ловят рыб

 

- Бе-э-э  -  Блеять

значит реветь по овечьи

Му- у –у – Мычат коровы.

Болтливый – человек, который много

говорить,  разговорчивый

3. Объясните значения

фразеологизмов

«Язык подвешан» -  любит поговорить

«Умеет держать язык за зубами» -

доверять

« Ну, развязался у него язык»


4. Коллективная работа.

Как обхитрил свою жену мужик?

-Итак, ребята, к какому же виду

русских народных сказок относится сказка «Болтливая баба»? К какому виду

сказок относится?

-Какие чувства вызвала у вас

сказка? (смех)

- Где происходит событие?

- Какие сказочные обороты есть в

сказке?

- Эпиграф к уроку слова

А.С.Пушкина «Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Что

высмеивает сказка?

Подведем итог:

-В бытовой сказке «Болтливая жена»

высмеивается болтливость жены, ум, смекалка мужа.  Чтобы оставить клад у себя,  умный Иван нашел выход.

5. Объясните

фразеологизмы (коротко)

«Язык подвешан» -  любит поговорить

«Умеет держать язык за зубами» -

доверять

« Ну, развязался у него язык»

6. Сравнительная работа с казахской сказкой «Алдар

Косе и хвастливый бай»

В казахских бытовых сказках

высмеивается жадность, скупость, глупость богатых людей и доброта, ум,

смекалка бедных.  Одним из таких героев

является Алдар Косе. В 5 классе, мы читали сказку «Алдар косе и хвастливый

бай». Безбородый обманщик.

Болтливая жена

Алдар Косе и хвастливый бай

Чем похожи?

Чем отличаются?

бытовые

 

 

 

7. Задания

группам:  Работа с пословицами

- Какая

пословица ближе по смыслу к сказке? Да, мудрость этой

сказки отражена во всех  поговорках об

уме и хитрости. У смышленого

хозяина и корова будет иноходцем. Сказка

"Болтливая баба" относится к категории так называемых умных сказок. В то же время в

сказке осуждаются человеческий порок: болтливость жены.

8. Игра «Четвертый лишний».

 

9.

Посмотрим на иллюстрации к сказкам и назовите сказки

 

Если вы считаете, что урок прошел

для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали, разбираетесь в

особенностях сказки – прикрепите  свои отзывы на стекарах

 

-За активную работу на уроке я бы

хотела поблагодарить и поставить отметки .С вами было приятно работать.

 

 

 



 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бытовым

 

Юмор

 

Действия

происходят в условиях, близких к реальности

 

Жили-были,

Иван да Татьяна, жить-поживать

 

 

 

 

Отрицательные

качества  – болтливость жены, смекалку,

ум -мужа





 



 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

Просмотров: 704


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст